Hosted by uCoz

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866 - 1941) -
российский писатель, литературовед, философ. В истории русской литературы книга Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" (1892) стала первой развернутой декларацией декаденства. Книга Мережковского призывала к созданию "нового идеального искусства, грядущего в России на смену утилитарному пошлому реализму". Русский символизм получил в трактате Мережковского развернутую характеристику, в которой были сформулированы его мировоззренческие и эстетические принципы. Мережковский упрекал русскую литературу в чрезмерной гражданской тенденциозности, в нарочитой идейности, в отсутствии в ней "божественного идеализма". Ведь в основе искусства, считал он, лежит религиозное чувство, предощущение Бога. Поэтической декларацией явился сборник стихотворений Мережковского "Символы" (1892), с эпиграфом из "Фауста" И. В. Гёте: "Все преходящее есть только символ". Наиболее отчетливо свое эстетическое воззрение на мир Мережковский выразил в стихотворении "Дети ночи" (1896). Декларативная риторичность сочетается здесь с представлением о поэте как о провозвестнике новой красоты и таинственного "неведомого". Мережковский не был крупным поэтом, но сыграл, однако, определенную роль в развитии самих принципов новой поэзии, утвердив в ней ряд устойчивых образов и тем. В 90-е годы Мережковский начал писать самое значительное свое произведение - трилогию "Христос и Антихрист", в которой выразил свой взгляд на историю и грядущие судьбы человечества (часть I - "Отверженный" ["Смерть богов" ("Юлиан Отступник")], 1896; часть II - "Воскресшие боги" ("Леонардо да Винчи"), 1901; часть III - "Антихрист" ("Петр и Алексей"), 1905). Исторический материал и проблематика романов были подчинены доказательству мистической теории Мережковского, который считал, что в жизни всегда борются две правды - небесная и земная, дух и плоть, Христос и Антихрист. Первое проявляется в стремлении духа к самоотречению и слиянию с богом, вторая - в стремлении человека к самоутверждению, владычеству индивидуальной воли. На аналогичной оппозиции строятся и литературно-критические исследования Мережковского, самое значительное из которых "Л. Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество" (т. 1 - "Жизнь и творчество Л. Толстого и Достоевского", т. 2 - "Религия у Л. Толстого и Достоевского", 1901-1902). Ф. М. Достоевский представал у Мережковского как "провидец духа", а Л. Н. Толстой - "как провидец плоти". В синтезе их художественных открытий Мережковский предрекал постижение высшей ступени человеческого познания - религиозно-мистическую тайну бытия. Последняя такая литературная антитеза в критической работе о Н. А. Некрасове и Ф. И. Тютчеве "Две тайны русской поэзии" (1915). После поражения первой русской революции Мережковский публикует ряд работ "общественного характера": "Грядущий хам" (1906), "Не мир, но меч. К будущей критике христианства" (1908), "Больная Россия" (1910). В эти же годы Мережковский выступает как драматург, пишет пьесы "Павел I" (1908), "Царевич Алексей" (1920) и романы "Александр I" и "14 декабря" (1918). В 1920 году Мережковский эмигрировал сначала в Польшу, затем до конца дней жил в Париже. В эмиграции Мережковский пишет эссе, философские раздумья об исторических лицах: "Наполеон" (1929), "Иисус Неизвестный" (1932-1933), "Жанна д'Арк" (1938), "Данте" (1939).

Литература.
Марина Уртминцева. "Словарь русской литературы", 1997.